На нет и банкротства нет


Опубликовано: 07.11.2014 13:40

 

Минэкономики выступило против идеи депутатов от КПРФ разрешить кредиторам банкротить должников без подтверждения долга судом. Инициатива коммунистов, возвращающая банкротство к процедуре, существовавшей в конце 90-х годов, вызывает острые опасения у юридического сообщества из-за возможных злоупотреблений со стороны кредиторов и передела собственности. Юристы надеются, что во втором чтении положения законопроекта будут изменены.

 

Минэкономики представило свои поправки к законопроекту депутатов от КПРФ об изменениях в ФЗ "О банкротстве" и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), принятому 20 июня в первом чтении. Проект предоставлял кредиторам, включая налоговые органы, право подавать заявление о банкротстве должника без обращения в суд за подтверждением долга, если просрочка по нему более трех месяцев.

 

При внесении проекта в Госдуму Минэкономики отказалось комментировать документ, сославшись на то, что к ним на согласование он не поступал. Но обнародованные вчера поправки ведомства полностью исключают этот пункт из проекта. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что их поправки подготовлены в соответствии с официальным отзывом правительства на законопроект КПРФ. "Некоторые из предлагаемых критериев признания должника неплатежеспособным носят оценочный характер и могут привести к необоснованному затягиванию срока возбуждения производства по делу о банкротстве. А отказ от обязательного подтверждения требований кредитора судебным актом может иметь существенные негативные последствия для должников и кредиторов",— уточнили в министерстве.

 

Юристы и управляющие считают позицию министерства правильной и надеются, что во втором чтении законопроект КПРФ будет изменен. "Банкротство без судебного решения, на мой взгляд, абсолютно невозможно. Один из основных принципов законодательства о банкротстве — баланс прав должника и кредиторов. Здесь право должника не быть обанкроченным без судебного решения под предлогом недопущения вывода активов корреспондирует праву кредиторов по оспариванию сделок с имуществом должника",— считает партнер адвокатского бюро "Инфралекс" Артем Кукин. Арбитражный управляющий Дмитрий Терентьев напоминает, что банкротство без судебного решения по долгу было возможно до 2002 года и это привело к переделу собственности. "Вместо обращения в суд за взысканием долга кредиторы выбирали банкротство должника, вводилось наблюдение, управляющий отстранял директора и начинал сам вести дела компании, что позволяло захватить ее имущество. Из-за этого закон и был изменен — сначала нужно доказать суду, что долг есть, и только при его невозврате через три месяца можно банкротить",— поясняет господин Терентьев.

 

Также Минэкономики выступило против запрета на членство в саморегулируемых организациях (СРО) арбитражных управляющих для лиц, в течение последних трех лет исключенных из них за нарушение требований закона "О банкротстве" и других нормативных актов и федеральных стандартов. Артем Кукин согласен, что это лишний барьер: "Есть значительная практика исключения управляющих из СРО под надуманными предлогами: борьба за власть в СРО, борьба за контроль над должником, смена нежелательного управляющего". "Такое правило может проредить ряды управляющих и позволит исключить неугодных. Обоснованным можно считать только решение суда, признавшего действия управляющего незаконными, а исключение из СРО не стоит делать препятствием для работы арбитражным управляющим",— поддерживает его Дмитрий Терентьев.

 

Минэкономики также уменьшило в два раза предлагаемый проектом максимальный штраф в 100 тыс. руб. за неправомерные действия при банкротстве. В министерстве "Ъ" объяснили, что "это не согласуется с другими положениями законопроекта, согласно которым размер административного штрафа для должностных лиц по общему правилу не может превышать 50 тыс. руб.".

 

МЦПУ
Поиск по сайту
введите слово или часть слова
поиск
Основные разделы