Естественный отбор
С 5 декабря у ФНС появится техническая возможность подавать иски о банкротстве граждан с большими долгами по налогам. Об этом "РГ" рассказал начальник управления обеспечения процедур банкротства налогового ведомства Константин Чекмышев. Закон о банкротстве физлиц, напомним, начал действовать с 1 октября 2015 года. Но налоговики его пока не применяли. Отсрочка, пояснил он, была связана с приказом минэкономразвития, который отвел ФНС два месяца на отладку работы в новых условиях с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, которая участвует в процедуре подачи исков.
"Сейчас мы полностью готовы и можем начать подавать заявления", - сказал Чекмышев.
Однако благодаря закону о банкротстве физлиц, новые возможности получили не только налоговики, но граждане. Россияне получили право объявлять себя неплатежеспособными за долг свыше полумиллиона рублей и просрочкой по платежам больше трех месяцев (на этих же условиях будут подавать иски и налоговики).
Инициировать банкротство разрешили также и кредиторам. Но пока этим воспользовались в основном банки. Поначалу именно они и повлияли на особую активность в подаче исков. Елена Докучаева, президент "Секвойя кредит консолидейшн", объясняет это тем, что внутренние юридической службы банков старались наработать судебную практику в процедуре банкротства для того, чтобы эффективно применять ее в будущем.
Позже инициативу перехватили должники. Сейчас, по свидетельству руководителя проекта "еслибанкрот.рф" Вячеслава Кустова, на "самобанкротство" приходится больше половины заявлений. "Примерно в четверти случаев причиной появления долгов были кредиты и другие обязательства, связанные с предпринимательской деятельностью. Остальное - неплатежи по потребительским кредитам, которые люди брали на покупку разных товаров", - поясняет Вячеслав Кустов.
В абсолютных цифрах по количеству заявлений лидируют Москва и Санкт-Петербург. За ними идут Ленинградская, Московская, Новосибирская, Свердловская области. Но если смотреть соотношение количества заявлений к числу жителей региона, то в числе первых - Челябинская и Новосибирская области. Есть и регионы с очень низкой активностью - это Дагестан, Крым, Севастополь.
В целом, по данным Картотеки арбитражных дел (КАД), арбитражные суды по всей стране за два месяца приняли чуть больше 5,6 тысячи заявлений о "личном" банкротстве. Это капля в море по сравнению с прогнозами некоторых экспертов, которые, говоря о количестве потенциальных банкротов в стране, называли цифры в несколько сотен тысяч человек.
Спустя два месяца стало понятно, что бума банкротств граждан пока ждать не стоит. "Процедура банкротства не будет носить массовый характер, так как направлена в первую очередь на помощь тем, кто действительно оказался в безвыходной ситуации, и других возможностей выбраться из долговой ямы у них нет, - полагает Елена Докучаева.
Она добавляет, что изначально, оценивая величину армии потенциальных банкротов, эксперты исходили из самых простых данных - количества должников с задолженностью больше 500 тысяч рублей и просрочкой свыше 180 дней. "Действительно, принимая во внимание только эти факторы, количество потенциальных банкротств будет на уровне двух миллионов человек, - говорит Докучаева. - Однако это слишком поверхностная оценка", - полагает собеседница "РГ". Необходимо принимать во внимание также платежеспособность должника, уровень его доходов, наличие недвижимости, количество работающих членов семьи, а также его желание решить вопрос с просроченной задолженностью с банком без подключения Арбитражного суда.
Банки, кстати, часто идут навстречу должникам. "Самое эффективное для клиента и для банка - это найти решение по урегулированию ситуации на взаимовыгодных условия", - подтверждает Анна Блинова, начальник управления позднего взыскания Хоум Кредит. Банк может предложить взять "каникулы", когда выплачиваются только основной долг или проценты. Также может быть увеличен срок кредитования, за счет чего будет снижен ежемесячный платеж.
Должники и кредиторы решили повнимательнее изучить эту тему, разобраться в процедурах, оценить их стоимость, отмечает Вячеслав Кустов. Люди пытаются понять, что их ждет после банкротства. Например, в законе достаточно подробно описаны последствия, которые получит банкрот, прошедший процедуру реализации имущества.
Но в нем вообще не учтены налоговые последствия, ожидающие человека после списания долгов. Тогда как сегодня материальная выгода в виде освобождения налогоплательщика от обязательств облагается налогом, так сказано в Налоговом кодексе. То есть гражданин обязан оплатить подоходный налог с суммы долга, от которого его освободил суд.
Кроме того, на практике в некоторых случаях у банкрота может возникнуть обязанность уплатить налог на доход, полученный от реализованного в ходе процедуры банкротства имущества, невзирая на то, что его продали против его воли.
Процесс банкротства совсем непростой и недешевый, напоминает в свою очередь адвокат Олег Сухов из "Юридического центра Олега Сухова". Закон определяет объемный пакет документов для предоставления в суд и серьезную квалификацию юристов на указанную процедуру. Кроме того, банкроты далеко не всегда в состоянии найти средства для оплаты услуг представителя. А многие просто не обладают полной и точной информацией о своих правах, поэтому действовать не решаются.
Определенная часть населения, по мнению Сухова, избегает процедуры банкротства еще и потому, что знает о негативных мерах, которые будут применены по отношению к ним. Это, к примеру, ограничения, связанные с лишением права на выезд за пределы территории России и запрет занимать какое-то время руководящие должности.
Кстати
Список потенциальных граждан-банкнотов, в отношении которых за эти два месяца уже были поданы иски в Арбитражные суды, удивляет своей пестротой. В нем фигурируют как очень известные личности - депутаты, предприниматели, банкиры - так и простые смертные - пенсионеры, инвалиды, многодетные матери, безработные.
Среди громких исков о признании банкротами известных людей за эти два месяца можно вспомнить иск Сбербанка к бывшему гендиректору обанкротившейся группы JFC и руководителю Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета Владимиру Кехману. Его долг банку оценивается в 4,5 миллиарда рублей.
А на этой неделе Арбитражный суд Волгоградской области вынес решение о признании банкротом депутата Госдумы Олега Михеева. Сам он на заседании не присутствовал, однако его представители с предъявленными кредитором требованиями согласились. Депутат в своем аккаунте в соцсетях назвал процедуру "финансовым оздоровлением" и пояснил, что ничего плохого для собственного имиджа в ней не видит.
В Орловской области под банкротство попал депутат регионального Заксобрания Николай Лисютченко, задолжавший столичному банку. Еще несколько лет назад Лисютченко возглавлял Орелсоцбанк, через который многие местные жители получали пенсии и социальные пособия. Затем банк лопнул, но, как оказалось, не без сторонней помощи. На Лисютченко завели уголовное дело, после чего из Орла он исчез. Его местонахождение неизвестно. Однако экс-банкир по-прежнему является действующим депутатом регионального заксобрания, хотя на заседаниях коллеги-депутаты не видели его уже больше двух лет.
Что касается исков о "самобанкротстве", то их чаще подают простые граждане.
К примеру, в Челябинске это сделала Дарья Расторгуева - мать троих детей, младшему из которых еще не исполнилось и одного года. Женщина сообщила, что после потери бизнеса она не смогла выплачивать взятые в банках кредиты и накопила долги на сумму более 14 миллионов рублей. На момент рассмотрения дела никаких источников дохода, кроме пособия на детей, у должницы не было, что позволило суду принять решение о признании ее банкротом без предварительной процедуры реструктуризации долга.