Заказ карман не тянет
Опубликовано: 24.09.2012 13:40
Власти России вновь начали спасать неэффективные предприятия, как во время кризиса 2008-2009 годов. Методы те же: крупные госкомпании и госбанки помогают им на нерыночных условиях. Обычно спасатели появляются под выборы.
Произошедшие недавно в Свердловской области два социальных конфликта на предприятиях как в капле воды отражают принципы промышленной политики страны. По крайней мере в том виде, как ее понимают чиновники.
Первый случай произошел на заводе АМУР (ЗАО "Автомобили и моторы Урала") в Новоуральске, где была приостановлена вторая за последний месяц голодовка. У предприятия, с 2003 года находящегося в частных руках, долгов на 4,5 млрд руб. Из них около 28 млн — долги по зарплате, на АМУРе ее не платят с октября прошлого года.Власти области договорились с нижнетагильским ФГУП "Уралвагонзавод", чтобы тот поделился с АМУРом частью производственного заказа. Крайне симптоматично, что о доброй воле завода объявило не его руководство, а власти Свердловской области. Впрочем, местные жители иллюзий не строят. 14 октября в городе пройдут выборы мэра, и именно с этим, а не с отчаянными письмами в Москву они связывают внезапное внимание властей.
Раньше любовь по указке сверху у госкомпаний возникала в основном в отношении спортивных клубов (см. справку "Премьерное спасение"). Теперь Уралвагонзавод может в полной мере ощутить, каково это — быть любимцем власти и выполнять социальные поручения.
Нижнетагильский гигант может похвастаться богатой историей взаимоотношений с первым лицом государства. Заместитель гендиректора завода Алексей Жарич еще в 2005 году создал интернет-проект "За Путина!", в 2009-м переформатированный в сайт "Путин-2012". В декабре 2011 года рабочие провели в Нижнем Тагиле митинг, а затем создали первый в России "комитет в поддержку Путина". Настоящей звездой стал бывший начальник цеха Игорь Холманских. Сперва во время прямой линии с президентом он предложил приехать с мужиками в Москву, чтобы разобраться с оппозицией. Затем Холманских стал первым в российской истории полпредом из народа. Здесь же в должности председателя совета директоров нашел приют Евгений Школов, который, как говорят, служил с Путиным еще в резидентуре КГБ в ГДР. С мая этого года он работает вместе с президентом в качестве его помощника. Гендиректор завода Олег Сиенко считается человеком другого давнего знакомца президента — главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова.
Эти связи принесли предприятию едва ли не больше пользы, чем работа по улучшению своей продукции, ведь из нее меньше всего нареканий вызывают именно выкованные на заводе сторонники власти. Так, руководство Минобороны не раз критиковало производимые на Уралвагонзаводе танки. Впрочем, это не помешало предприятию летом этого года получить трехлетний контракт. В декабре прошлого года глава РЖД Владимир Якунин заявил, что 95% литых деталей, сломавшихся в первые три года эксплуатации, изготовлены на четырех предприятиях — "Азовэлектростали", "Алтайвагоне", "Промтрактор-Промлите" и Уралвагонзаводе. Тем не менее президент в первый же рабочий день после возвращения в Кремль прилетел в Нижний Тагил с контрактами на общую сумму 25 млрд руб.
Теперь Уралвагонзаводу придется расплачиваться за эту любовь и думать, чем загрузить АМУР. Есть идея разместить там производство строительной техники и автобусов. "Мы сегодня готовы разместить на АМУРе в Новоуральске свои производственные заказы. Но нам необходимо определиться с возможностями завода. Мы проведем мониторинг ситуации и тогда уже определим план действий, дорожную карту, как сейчас это принято называть",— заявил Семен Млодик, гендиректор ООО "ЧТЗ-Уралтрак" (входит в научно-производственную корпорацию "Уралвагонзавод").
Впрочем, возможно, ничего отдавать не придется. По словам депутата Свердловской областной думы от ЛДПР Дениса Сизова, широко анонсированное соглашение — просто декларация о намерениях. "Все это делается для выборов, и после выборов все закончится",— убежден он. К тому же размещать производство на заводе, проходящем процедуру банкротства, нельзя, а для того, чтобы приобрести завод в собственность, необходимо принять участие в тендере. Но, даже если юридически законный способ найдется, непонятно, сможет ли предприятие выполнить заказ. "Зима впереди, а гидравлическое оборудование все разморожено. Там нужна колоссальная работа, чтобы привести в порядок то оборудование, которое еще осталось. Если оно осталось. Недавно показывали телесюжет, и я поразился пустоте цехов",— говорит Сизов.
Похожая история произошла в другом городе Свердловской области — Краснотурьинске. На Богословском алюминиевом заводе (БАЗ), входящем в группу "Русал", голодали не только рабочие, но и три депутата Краснотурьинской думы. К критической ситуации в моногороде привело противостояние деловых интересов Олега Дерипаски и бывшего владельца завода и собственника Богословской ТЭЦ Виктора Вексельберга. Но накануне выборов, а в Краснотурьинске также избирают мэра 14 октября, власть вынуждена вмешаться.
Голодовку остановил высадившийся с вертолета десант во главе с министром экономического развития Андреем Белоусовым, гендиректором "Русала" Олегом Дерипаской и свердловским губернатором Евгением Куйвашевым. Государство готово помогать и здесь, но по иной схеме — через льготное кредитование ВЭБа и особые тарифы от "Росатома" по цене в два раза ниже рыночных. Глава "Росатома" Сергей Кириенко отмечал, что это исключительный случай и его ни в коем разе нельзя рассматривать как прецедент.
Но вряд ли это так. Если властям понадобится, то прецеденты будут возникать снова и снова. В том же ЗАТО Новоуральск, где градообразующим является завод по расщеплению урана, представители "Росатома" уже пообещали дополнительно выделить четырем ЗАТО Свердловской области 203 млн руб. "Перед мартовскими выборами они ездили по этим городам и обещали создать промышленный кластер, а допдоходы оставлять в области. Но когда они приехали к нам в августе, то сказали, что нет таких механизмов, чтобы это реализовать",— вспоминает Сизов.
На БАЗе все закончилось подписанием контракта. "Русал" получает льготные тарифы на электроэнергию от "Росатома" и кредит ВЭБа на сумму 55 млн руб. под 7% годовых на развитие производства. Соглашение обязывает "Русал" приобрести Богословскую, Новобогословскую и Красногорскую ТЭЦ у "КЭС-холдинга" Виктора Вексельберга. Свердловский губернатор Евгений Куйвашев предложил Дерипаске ручку, но у того оказалась своя. После Пикалево он, видно, без ручки из дома не выходит. По крайней мере, когда едет в моногород.
Но что будет с этими заводами после выборов и как быть работникам тех предприятий, где тоже не платят зарплату, а до выборов еще далеко? "Такие примеры, как Уралвагонзавод, показывают, что решить проблемы одного конкретного предприятия в ручном режиме можно, но, как только власть выпускает его из рук и начинает заниматься чем-то другим, он сразу же оказывается банкротом",— говорит директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко. По его словам, за этим стоит куда более глубокая проблема: "В экономике есть два пути, и оба можно считать нормальными. Первый — это ручное управление. Но, чтобы он работал, его нужно доводить до совершенства, создавая Госплан, Госснаб и Госкомцен. Либо должна быть конкурентная экономика, в которой побеждает сильнейший. Проблема наших властей в том, что они пытаются держаться посередине".
"Мы никак не прогнозируем кризисные ситуации, а только тушим пожары,— отмечает глава федерального отраслевого совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян.— Должна быть совершенно сознательная промышленная политика. Нет ничего плохого в том, чтобы помочь деньгами Резервного фонда в экстренной ситуации, но самое важное — это не бюджетные средства, а серьезная работа институтов экономического, социологического и демографического профиля. Они должны изучать ситуацию в каждом конкретном регионе и вырабатывать предложения по развитию бизнеса. Можно проводить анализ, какое предприятие как работает, как платит налоги. Если этим регулярно заниматься, то можно играть на опережение. Кроме того, есть немало компаний, которые могут придумать, как оздоровить то или иное предприятие. Не надо жалеть бюджетные деньги, чтобы они поработали и нашли способ это сделать".
Свои предложения есть и у Сизова: "У нас создана рабочая группа по разработке поправок в закон "О банкротстве". Мы предлагаем создать резервный фонд, из которого будут выплачивать долги по зарплате, а потом компенсировать затраты за счет реализации имущества предприятия-банкрота. Также мы полагаем, что надо изменить очередность погашения долгов при банкротстве предприятия. По действующему законодательству долги по зарплате стоят на втором месте после того, как будут погашены задолженность перед арбитражем, налоговые платежи. Кроме того, необходимо проверять, откуда на предприятиях вдруг берется такая задолженность".
Может так случиться, что региональные власти заинтересуются этими советами. Необходимость работы с проблемными заводами в плановом, а не в авральном режиме продиктована изменением политической повестки в стране. Какими бы формальными ни были выборы губернаторов, социальные протесты становятся для них реальной опасностью и важным фактором региональной политики. Свердловскому губернатору Куйвашеву, который был назначен только в мае, сейчас опасаться нечего, но другим главам субъектов теперь придется быть поближе не только к Кремлю, но и к трудовому народу.