Продавай, а то проиграешь


Опубликовано: 22.11.2012 13:50

 

Успех процедуры банкротства – то есть то, сколько денег сможет получить банк от незадачливого (неплатежеспособного) должника – зависит в том числе и от стараний самого кредитора.

 

«Конкурсное производство в большинстве случаев означает, что не все кредиторы смогут удовлетворить свои требования в полном объеме, что логично – ведь в противном случае не было бы банкротства должника. Это означает, что кредиторы должны принимать меры по защите своих интересов», – подчеркнул региональный директор Управления по работе с проблемными активами ДНАС «Национальный банк «Траст» Филипп Ярмак.

 

Поскольку требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, то первое, что они должны предпринять  – обратиться в Арбитражный суд. Причем сделать это желательно в течение двух месяцев после объявления должника банкротом.

 

На этом участие банка в «истории дефолта» не заканчивается.

 

По словам Филиппа Ярмака, «кредитор может использовать все предусмотренные законодательством механизмы для защиты своих интересов». А именно: знакомиться с материалами судебного дела о банкротстве; при необходимости оспаривать требования других кредиторов; присутствовать на собрании кредиторов; участвовать в организации торгов по реализации залогового имущества. При анализе финансового положения обанкротившегося заемщика, кредитор должен понять, насколько реальна стоимость активов (не завышена и не занижена ли она), а также выяснить, ликвидны ли эти активы.

 

На собрании кредиторов имеет смысл присутствовать максимально подготовленным. «Неправильно приходить сюда с мыслью о том, чтобы просто посидеть, послушать», – сказал докладчик. Предварительно нужно изучить информацию о должнике – его активах, текущей деятельности, имеющейся задолженности, возможности его аффилированности с кредиторами, а также познакомиться с управляющими и другими кредиторами, понять их мотивацию. «Некоторые участники банкротства не хотят удовлетворения финансовых требований: они заинтересованы в скорейшем завершении конкурсного производства, чтобы, например, иметь возможность списать задолженность», – подчеркнул Филипп Ярмак.

 

Сам процесс конкурсного производства нужно держать под контролем. Источниками информации здесь могут стать материалы судебного дела (знакомиться с ними имеют право все участники конкурсного производства), Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в СМИ.

 

Оценка деятельности конкурсного управляющего тоже входит в задачи кредитора, заинтересованного в успешном завершении дела. Перед управляющим нужно ставить конкретные цели, и «если задачи сформулированы правильно, то их невыполнение может стать основанием для обжалования его действий».

 

Может быть несколько моделей взаимодействия между конкурсным управляющим и кредитором – что называется от любви до ненависти.

 

Если управляющий лоялен, то, как пояснил Филипп Ярмак, «он предоставляет кредитору всю необходимую информацию, идет на контакт с ним». Второй вариант – нейтральная позиция – означает «готовность к сотрудничеству, но при этом управляющий несильно углубляется в те или иные вопросы». И еще один сценарий: когда управляющий может оказывать неявное противодействие: «не идти на контакт, не предоставлять нужных сведений, хотя формальных нарушений закона здесь не будет».

 

В зависимости от развития событий кредиторы должны по-разному работать с конкурсными управляющими.

 

«Конфликтная модель редко бывает продуктивной, поэтому кредитору нужно стараться установить контакт с конкурсным управляющим», – резюмировал Ярмак.

 

Основаниями для отстранения конкурсного управляющего может стать ходатайство собрания кредиторов, которое имеет смысл при условии ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей, наличия существенных нарушений в работе, которые, например, привели к убыткам должника или кредитора (конечно, всё это истцы должны будут аргументированно доказывать в суде).

 

Кстати, еще раньше – в преддверии процедур исполнительного производства – банк может оспорить сделки должника.

 

Какие именно и как? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Потому что, с одной стороны, есть позиция судов, с другой стороны, – буква закона.

 

«Иногда позиция ВАС играет роль большую, чем закон», – заметил президент НП СРО «Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих» Эдуард Олевинский.

 

Наверное, самый важный момент в процедуре банкротства –  реализация залогового имущества.

 

«Кредитор имеет право на проверку наличия имущества у должника и может настаивать на своем участии в инвентаризации», – сообщила представитель саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Меркурий» Оксана Ильютюк. По ее мнению, «это свидетельствует о том, что законодатель нацелен на открытость процедуры, поскольку таким образом кредиторы своевременно получают информацию об имуществе и могут как-то контролировать всю процедуру в дальнейшем».

 

Оценку имущества должника производит независимый оценщик. Начальную продажную цену (без которой нельзя приступить к реализации) устанавливает Арбитражный суд.

 

«Отрицательное последствие завышенной цены – мало желающих участвовать в торгах, что увеличивает срок самой процедуры и расходы на нее», – предостерегла Ильютюк.

 

Залоговое имущество, которое является частью залогового комплекса, выставляется на торги единым лотом, пояснила она. Был прецедент, когда после несостоявшихся торгов суд не позволил кредитору оставить предмет залога за собой, поскольку это могло бы уменьшить стоимость имущества в целом.

 

Весьма важная фигура в процедуре банкротства – организатор торгов, который должен подходить к своей работе в определенном смысле креативно.

 

«Нужно грамотно продавать имущество, создавая некоторый элемент ажиотажа, конкуренции. Создание конкурентной борьбы – одна из функций организаторов торгов», – подчеркнула Оксана Ильютюк. При этом очень важно «правильно экспонировать залоговое имущество».

 

Законодательством предусмотрены некоторые обязательные способы экспонирования.

 

Во-первых, это внесение сведений о банкротстве в Единый федеральный реестр, где отражается вся информация о банкротстве должника. К сожалению, сейчас не все потенциальные покупатели знают о существовании такой базы данных. Хотя в некоторых сферах (например, на рынке транспортных средств) заинтересованные лица постоянно отслеживают эти темы.

 

Во-вторых, СМИ – например, газета «Коммерсант» или местные органы печати. Но это, считает  Ильютюк, «дорого и не всегда эффективно, потому что сейчас, когда все можно найти в Интернете, мало кто покупает газеты».

 

В-третьих, электронная торговая площадка.

 

В проведении электронных торгов эксперты видят большие перспективы.

 

Среди преимуществ такой формы организации продаж эксперт Российского союза Саморегулируемых организаций Арбитражных управляющих Арсен Гареев назвал отсутствие у людей необходимости куда-то выезжать, чтобы поучаствовать в электронных торгах; наличие возможности искать имущество для покупки, пользуясь удобным интерфейсом; а также повышение прозрачности процедуры проведения торгов в целом.

 

«Информатизация общества произойдет, и все заинтересованные потребители втянутся в этот процесс», – уверен Гареев.

 

«Сегодня /электронная торговая площадка/ расширяет круг потенциальных покупателей, создает ажиотаж вокруг продаваемого имущества, но пока эта сфера находится в стадии развития», – считает Оксана Ильютюк (СРО «Меркурий»).

 

«Сложно дать рецепт, который поможет выгодно реализовать предмет залога», – резюмировала она.

 

Но очевидно, что если банкам совсем не заходить на эту «кухню», то «блюдо» может получиться совсем не то, которое будет приятно попробовать кредитору.

 

 

МЦПУ
Поиск по сайту
введите слово или часть слова
поиск
Основные разделы