Госдума поправками в ГК меняет правила создания и управления деятельностью юрлиц


Опубликовано: 24.04.2014 13:20

 

В среду Госдума приняла в ключевом втором чтении поправки в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ, касающиеся создания и ликвидации юридических лиц, а также управления их деятельностью – седьмой блок президентского проекта "нового ГК", сообщается в материалах ГД.

 

По словам главы законодательного комитета Госдума Павла Крашенинникова, которого цитирует пресс-служба Ассоциации юристов России, законопроектом в ГК предусмотрена обязанность юрлица возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый госреестр юридических лиц. Для упрощения процедуры регистрации юрлиц вводится положение о едином учредительном документе – уставе. Устанавливается возможность создания типовых уставов для небольших корпораций типа обществ с ограниченной ответственностью.

 

Из законопроекта исключены нормы о закрытых акционерных обществах, а также обществах с дополнительной ответственностью. Предусматривает введение понятия корпоративных и унитарных юридических лиц. Так, корпорациями являются юридические лица, учредители, участники или члены которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы. Унитарными организациями признаются юрлица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации. Определен закрытый перечень организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций.

 

Ко второму чтению в Госдуме в перечень дополнительно включены автономные некоммерческие организации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества; общины коренных малочисленных народов, публично-правовые компании. Таким образом, отметил Крашенинников, данные организации получают статус самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица.

 

Уточнено правовое положение религиозных организаций. Порядок образования и компетенция органов религиозной организации, порядок принятия решений этими органами и т.д. определяются не только ГК, но и законом о свободе совести и религиозных объединениях, уставом религиозной организации и внутренними установлениями. Данное положение позволит религиозным организациям предусматривать особенности в их управлении. Правило о невозможности обращения взыскания по требованиям кредиторов на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения дополнено положением о том, что перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и религиозных объединениях.

 

Полностью сохранен действующий статус советов директоров в публичных компаниях. Допущена возможность вхождения в совет директоров лиц, которые выполняют функции единоличного исполнительного органа компании. Проектом допускается соучредительство (два и более учредителей) в отношении ранее созданных учреждений. Предлагается новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации – восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней, обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного "списания" акций и долей участия, "корпоративных захватов" и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений, пояснил Крашенинников.

 

Ко второму чтению изменены положения законопроекта об аффилированности. Принято решение ввести в ГК только само понятие "аффилированность". Содержание этого понятия будет раскрываться специальным законодательством для конкретных целей. Например, по словам Павла Крашенинникова, свое понятие будет для антимонопольного законодательства, свое – для законодательства о налогах, об отдельных видах юрлиц и т.д. Устранены нормы о размере уставного капитала хозяйственных обществ.

 

Предполагается определение размера уставного капитала в законах об ООО и об АО. В целях борьбы с "фирмами-однодневками" уточнено понятие "недействующее юридическое лицо". Юрлицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юрлицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юрлиц.

 

С тестом законопроекта № 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принятом во втором чтении, можно ознакомиться здесь.

МЦПУ
Поиск по сайту
введите слово или часть слова
поиск
Основные разделы