Несостоятельных привлекают к выплатам пенсий


Опубликовано: 23.09.2014 12:25

 

Как следует из законопроекта Минтруда, представленного вчера для общественного обсуждения, ведомство предлагает взыскивать страховые взносы с работодателей-банкротов во вторую очередь вместо четвертой. Как считают в ведомстве, это позволит существенно повысить поступления во внебюджетные фонды — сейчас, по статистике Минтруда, недоимка по таким платежам составляет около 60 млрд руб. Бизнес недоволен инициативой Минтруда, поскольку это вновь снизит выплаты коммерческим кредиторам компаний-банкротов.

Страховые взносы с работодателей-банкротов могут начать взыскивать во вторую очередь вместо четвертой — соответствующий проект поправок к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разработанный Минтрудом, был представлен вчера для общественного обсуждения. О необходимости улучшить положение как минимум Пенсионного фонда России (ПФР) говорил ранее его глава Антон Дроздов. "Страховые взносы, по сути, являются отложенным заработком, поэтому их выплата должна происходить во второй очереди, так же как и выплата зарплат, кроме того, во второй очереди сейчас выплачивают и задолженность по НДФЛ. Изменение очередности выплат позволит существенно сократить задолженность по страховым взносам",— отметили в пресс-службе ПФР.

Напомним, текущий порядок взыскания налогов при введении наблюдения и банкротстве компании сформировался не так давно — в июне 2014 года пленум Высшего арбитражного суда дополнил свое же постановление от июля 2009 года, изменив порядок выплаты должниками НДФЛ и страховых взносов. В Федеральной налоговой службе пояснили, что НДФЛ в случае банкротства компании действительно взыскивается во вторую очередь, но все остальные налоги — в третью. Если же предприятие подало заявление о банкротстве, но продолжает работу (наблюдение), то налоги взыскиваются в четвертую очередь, но НДФЛ — вместе с выплатой зарплаты работникам. Таким образом, идея Минтруда заключается в том, чтобы страховые платежи и подоходный налог при банкротстве взыскивались до коммерческого долга и остальных налогов.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, по состоянию на 1 августа 2014 года по субъектам РФ сумма задолженности по страховым взносам, включенной в реестр требований кредиторов, составила 34 млрд руб., сумма задолженности по страховым взносам, относящейся к текущим платежам,— 27 млрд руб., а после завершения конкурсного производства по постановлениям судебных приставов-исполнителей поступила сумма задолженности по страховым взносам 1,6 млрд руб., что составляет чуть более 2,6% от суммы задолженности, подлежащей взысканию. При этом сумма задолженности по страховым взносам в ПФР, подлежащая признанию безнадежной к взысканию и списанию, составляет 7,2 млрд руб. Притом что количество организаций, признанных банкротами, составляет около 28 тыс. и в них работает более 700 тыс. застрахованных сотрудников, то есть около 1% экономически активного населения РФ, объем долгов, которые заведомо нельзя взыскать, довольно невелик в сравнении, например, с объемом безнадежных долгов прошлых лет по зарплатам в общей сумме зарплатной задолженности в РФ, фиксируемой Росстатом.

Банкротство как экономический институт в РФ работает достаточно неактивно в силу фактического запрета на формальное банкротство с середины 2000-х. Тем не менее в пояснительной записке Минтруда к законопроекту говорится о росте задолженности по платежам в соцфонды в 2011-2013 годах. Данных по более крупным фондам, ФОМС и ПФР, не приводятся, однако, согласно этим данным, прирост недоимки со стороны должников-банкротов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2013 году составил 274,6 млн руб.— это на 45,8% больше аналогичного показателя 2012 года.

С переходом во вторую очередь долгов по соцплатежам де-факто при банкротстве крупных очередей будет две: сначала банкрот должен будет платить (вторая очередь) долги физлицам и налоги, связанные с физлицами, затем (третья очередь) — коммерческие долги и корпоративные налоги. "Перенос страховых выплат во вторую очередь позволит повысить собираемость взносов и изменить ситуацию для внебюджетных фондов,— комментирует Антон Бабенко, исполняющий директор юридического бюро "Падва и Эпштейн".— В случае принятия этого законопроекта, правда, пострадают кредиторы третьей очереди, то есть бизнес. Однако такое решение вполне соответствует общей для государства тенденции предпочтения публичных интересов частным". Сам бизнес предсказуемо недоволен инициативой: по словам сопредседателя "Деловой России" Антона Данилова-Данильяна, такая мера приведет к росту издержек бизнеса при заключении контрактов — в нынешней экономической ситуации это особенно опасно.

МЦПУ
Поиск по сайту
введите слово или часть слова
поиск
Основные разделы